Воспитание бигля

Маленький щенок в новом доме - это всегда радость. Мы любуемся, когда он мирно спит, смеемся, когда он носится по квартире, пытается устроить на нас засаду за углом или смешно рычит и борется с плюшевой игрушкой, на которую и сам очень похож.

К сожалению, период щенячества недолог. К пяти месяцам щенок превращается в нескладного подростка, упрямого и не склонного слушаться старших. К этому моменту нужно успеть научить бигленка многому, дать то, что кинологи назвают "домашним воспитанием" - социализировать, приучить к чистоплотности дома, отучить от кусак, избежать "биглежертв" и сохранить дом от разрушений, приучить оставаться одному дома. Все это первые базовые правила жизни бигля в человеческом мире.

20411

   

Страх и щенок. Предупреждение страхов

fearВ поведении, связанном со страхом, необычайно важную роль имеет раннее развитие щенка – наравне с генами, здесь особое место занимают воспитание и социализация.

Как мы говорили в статье Эмоции собак: Страх, пугливость – это не катастрофа, нормальный уровень пугливости очень даже полезное свойство. Серьезные неудобства владельцам доставляет скорее чрезмерно пугливая собака, экстремально пугливая. Пугливость плохо сочетается с некоторыми другими генетически обусловленными или индивидуальными чертами, что может вести к развитию агрессивности. Например, чрезмерно пугливая собака, склонная в то же время защищать территорию, может с легкостью применить свои зубы, чтобы покусать входящего гостя. Наверное, последнее, что можно пожелать – это иметь собаку, воспринимающую всякий новый объект как что-то угрожающее и оказывающую ему активное сопротивление.

Очень большое количество щенков рождается от пугливых родителей. Поэтому очень важно, чтобы щенок был взят от надежного и ответственного заводчика, который обращает внимание на такие качества. Но не забывайте, что пугливый щенок может родиться и у относительно отважных родителей, родители которых в свою очередь были пугливыми. Помните, что пугливость – «традиционный» признак, который может наличествовать в генофонде, пусть и витая где-то на заднем плане. Конечно, покупая щенка, мы далеко не всегда имеем возможность изучить родителей, «бабушек-дедушек», «тетей и дядей» нашего щенка. Информацию о степени пугливости родителей невозможно получить, если родители всю жизнь провели в вольере - в этом случае нельзя понять, как собаки справляются с чем-то новым и необычным. Но это одна из причин, почему важно остерегаться покупать щенка на «щенячьих фабриках», владельцы которых продают миллионы собак ничего не подозревающим людям, при этом не заботясь ни о наследственности, которую родители передадут малышу, ни, тем более, о людях, в чью семью попадет такая собака.

Вместе с тем, не нужно обольщаться также и по поводу того, что в щенячьем возрасте можно уверенно распознать те качества, которые проявятся в собаке, когда она повзрослеет. Можно делать более-менее достоверные прогнозы, однако никто, даже самый опытный и ответственный заводчик, не в состоянии сказать на 100%, каким вырастет щенок.

Сравнительно недавние исследования показали, что пугливость является тем свойством, которое можно предсказать щенячьими тестами на «темперамент» при условии их проведения в возрасте двенадцати недель (в отличие от обычного для таких тестов возраста в семь или восемь недель). Кроме того, эти исследования показали также, что наиболее точные прогнозы могут быть получены в возрасте шести месяцев, подтверждая тем самым то, что унаследованные черты не обязательно проявляются в первые месяцы жизни.

sociolazingПериод раннего развития оказывает глубокое воздействие на ту степень боязливости собаки, с которой она реагирует на окружающий мир. И заводчики, и покупатели щенков могут стать обладателями намного более счастливых собак, если не будут забывать о важности социализации. Роль заводчиков в этом деле весьма важна, ибо основной чувствительный период социализации начинается в возрасте трех недель и заканчивается на двенадцатой неделе жизни щенка. Хорошие заводчики приглашают в это время множество гостей для контакта со щенками. Хорошие хозяева поступают точно так же, беря малышей с собой на встречи с людьми и воспитанными здоровыми собаками всевозможных пород и возрастов, не забывая при этом следить за тем, чтобы такие контакты доставляли радость каждой из сторон. Эффективная социализация создает положительный опыт, позволяя щенкам чувствовать себя комфортно среди самых разных людей и собак, а также понять, что незнакомцы, сколько бы лап у них ни было, не представляют собой персонажей из ночного кошмара.

При этом чрезвычайно важно понимать, что социализация – это череда положительных опытов, и она не имеет ничего общего с бросанием щенка в пучину социальных отношений и ожиданием, что он непременно научится в них плавать. Такой подход ведет вероятнее к возникновению проблем, чем к их решению.

Например, не стоит брать с собой маленького щенка на шумное народное гуляние, тащить его через толпу и верить, что это как раз то, что нужно для его социализации. Окруженный ордами взрослых людей, полчищами кричащих детей, которые тянут к нему руки, оглушенный грохотом музыки, бедный щенок будет потрясен. И он будет учиться - да, учиться смертельно бояться людей. Вследствие неверного понимания того, что такое нормальная здоровая социализация, непреднамеренно травмируется большое количество щенков. Вместо постепенного знакомства с разнообразными вариантами окружающей среды, щенок, оказываясь в пугающих, непонятных условиях, в конечном счете получает травму, а хозяева – проблемы поведения.

Возьмем, к примеру, вполне возможный случай неудачного знакомства щенка со взрослой собакой (особенно, если взрослая собака нанесла щенку физическое повреждение). Щенок может после этого случая радостно общаться с людьми – знакомыми и незнакомыми, однако заботливый хозяин должен обеспокоиться по поводу реакции щенка на других собак в будущем. Поэтому надо постараться создать малышу положительный опыт. Постарайтесь «встретить» щенка со взрослой спокойной и дружелюбной собакой. Особенно хорошо, если это окажется хорошо тренированная собака. Следите за реакцией щенка. Если при виде взрослой собаки он распластается, забьется к вам под ноги, а его глаза станут как блюдца – это верный признак того, что щенок сильно боится. Самое худшее, что можно сделать в этом случае – позволить взрослой собаке подойти к щенку (особенно, если встреча происходит в комнате, т.к. щенок может почувствовать себя загнанным в ловушку). Пусть взрослая собака ляжет в стороне и просто лежит. Когда щенок почувствует себя спокойнее рядом с «базой», он, скорее всего, поначалу завороженно уставится на взрослую собаку, а потом будет пытаться осторожно приблизиться, обнюхать хвост собаки, периодически улепетывая к своему «гаранту безопасности». Не нужно вмешиваться в этот процесс. Постепенно малыш будет двигаться все увереннее, и когда он, наконец, осмелится подойти к голове лежащей собаки, обнюхает ее морду, виляя своим маленьким хвостиком, и опять весело побежит к вам - можете себя поздравить. В данном случае, вместо того, чтобы подкрепить свои страхи, щенок был в безопасном месте, куда он мог убежать в случае опасности, и он не столкнулся ни с чем, что было недоступно его пониманию. Это и есть тот самый опыт, который позволяет генетически пугливым малышам стать нормальными взрослыми собаками.

Здоровый период развития означает лишь те знакомства, которые позволят щенку в удобном для него темпе изучить важные для жизни явления. Хороший план социализации должен разрабатываться с учетом избегания, а не создания травматических ситуаций, поэтому нужно тщательно продумывать, куда вы собираетесь брать своего щенка, и насколько хорошо он может там себя чувствовать. В идеале нужно добиться баланса между подходящим количеством знакомств и раздражителей с одной стороны и ощущением уверенности и безопасности с другой. Каким будет этот баланс, зависит как от предрасположенности щенка, так и от представлений хозяина, какой жизнью будет жить его собака. Хорошим путеводителем тут станут сигналы собаки, открывающие окно в ее внутренний мир, а также ваш здравый смысл.

fear4Если ваша собака не родилась чрезвычайно пугливой и не росла в сарае в полном одиночестве, у вас есть неплохой шанс смягчить ее страхи, и лучший способ этот шанс реализовать состоит в применении метода «классического обусловливания», который был открыт никем иным как нашим русским ученым Иваном Петровичем Павловым и его прославившимися на весь мир собаками.

Важно уяснить и запомнить суть открытия И. П. Павлова: если нейтральное событие предшествует другому событию, которое обусловливает определенную эмоциональную реакцию, это нейтральное событие может сформировать способность вызывать ту же реакцию. Это значит, что собака, к примеру, страдающая шумовой фобией, может испытывать тот же страх от сгущающихся облаков, что и во время грозы. Именно поэтому попытки людей, которые стараются вылечить свою собаку от фобии, давая ей лакомства во время грозы, обычно не имеют успеха, потому что собака начинает бояться задолго до начала грозы, а лакомства появляются слишком поздно, чтобы как-то повлиять на ситуацию.

Для начала можно попробовать применить классическое обусловливание для предупреждения страхов у собаки, сделав прогноз того, какие события будущего могут вселить в нее страх, и связав облегченную версию таких событий с тем, что собака очень любит, например, лакомством или игрой.

Обычно собаки не любят, когда им подстригают когти. Это связано с тем, что в отличие от большинства людей, выражающих свое чувство привязанности прикосновениями, большинство собак в принципе не любит прикосновений к лапам, и кроме того потому что хозяева по неосторожности могут причинить им боль, отрезав коготь слишком высоко.

Начинать использовать классическое обусловливание для предупреждения возможных проблем можно и нужно уже в щенячьем возрасте, награждая собаку лакомством сразу после того, как вы аккуратно, на полсекунды, возьмете в руку ее лапу. В этом случае вы начинаете с относительно нейтрального стимула (наподобие звонка у И.П.Павлова), связав его с чем-то, что собака очень любит. Но не держите лапу слишком долго — задерживая лапу на более длительное время, вы совершите самую распространенную ошибку, которая вызовет именно ту эмоцию, которую мы хотим предупредить. Просто поднимите на мгновение лапу и поставьте ее на место, после чего угостите собаку лакомством. Повторите упражнение пару раз и отправляйтесь на прогулку или поиграйте. После нескольких таких упражнений поднимите лапу и состригите микроскопический кусочек когтя и угостите вкусняшкой. Можно приучить собаку и к вербальному сигналу, к примеру, «Маникюр!» Таким постепенным образом вы научите собаку радостно вилять хвостом всякий раз, когда вы берете ножницы.

Есть такие собаки, которые испытывают к процедуре стрижки когтей столь сильную неприязнь, что это надо уже просто принять как данность, однако, начав обусловливание прикосновений к лапам и использования ножниц с помощью того, что собака сильно любит, вы сможете, по крайней мере, снизить риск быть каждый раз покусанным во время этой процедуры. Если собака уже вам угрожала во время стрижки когтей, то в таком случае надо постригать их медленнее и обратиться за советом к специалисту по поведению.

fear5Этот же метод можно применить и к щенкам для предупреждения страха одиночества, если вы заметили, что щенок ему подвержен. Обучив малыша ассоциировать надевание пальто со вкусом любимой курочки, вам уже не придется через два года тратить деньги на специалистов, тренеров и новую мебель.

Тут первым шагом может стать приучение малыша с радостью оставаться в клетке или вольере, позволяя ему входить и выходить оттуда для того, чтбы получить лакомство, поначалу вообще не закрывая дверцу. Затем на протяжении дня можно начать закрывать дверцу, постепенно увеличивая время, когда щенок остается в одиночестве — сначала на пару секунд, потом на пять, десять, тридцать. На этой ранней стадии целью должна стать выработка и закрепление приятного чувства, которое малыш будет испытывать, находясь в клетке, даже если этот период будет чрезвычайно короток.

И не забывайте: для того чтобы испугаться, щенку достаточно секунды или двух - именно это и надо предотвратить с помощью лакомств и игрушек. Надо сделать так, чтобы находясь в клетке, он чувствовал себя счастливо, и выпускать его задолго до того, как он сам захочет выбраться оттуда. Хорошей мыслью будет относить малыша в клетку/вольер, когда он захочет спать — щенки могут отключаться, как лампочки. Уже за один день вы сможете добиться больших успехов, если каждый час будете играть с ним в игру «пойдем на место» и позволите ему спать в клетке во время отдыха. К вечеру малыш переживет много приятных моментов, связанных с пребыванием в клетке, и велика вероятность того, что и ночь он захочет провести в ней же и не будет будить вас своим плачем.

На второй день начинаем обучать щенка тому, что вам придется отлучаться. Что можно сделать? Можно брать ключи, надевать куртку и отправлять щенка в его клетку вместе с игрушкой, набитой лакомствами. Задолго до того, как он с ней разделается, нужно открыть дверцу клетки и позволить малышу выйти. Цель в том, чтобы он думал: «О нет, мама, не так быстро! Я еще не закончил!» вместо « О нет, мама! Я остался совсем один!» Постепенно щенка можно оставлять одного на все более длительное время: сначала уходить из комнаты на полминуты, потом спуститься к почтовому ящику, потом сходить в ближайший магазин. Так на протяжении дней (а может и недель) постепенно увеличивать время, которое щенок проводит наедине с собою.

Но что же делать, если хозяин пять раз в неделю ходит на работу? Тут, безусловно, необходимо прежде всего подумать о времени, когда вы берете щенка. Ответственный и добросоветсный хозяин подгадает к этому счастливому моменту отпуск. Если с отпуском возникают проблемы, то правильнее всего будет хотя бы в пятницу взять отгул и забрать щенка домой с утра. Тогда у вас будет целых три дня, чтобы приучить его к новому дому. Хорошая новость в том, что подавляющему большинству щенков достаточно этих трех дней для приобретения опыта отлучек хозяина, и вы можете чувствовать себя спокойно по крайней мере за полдня своего отсутствия. Можно попробовать договориться с друзьями или хорошими соседями, которые могли бы навестить щенка в течение дня и поиграть с ним.

В любом случае, какими бы ни были частности, основная мысль состоит в том, чтобы связать приятные чувства с фактом одиночества. И не переживайте о том, что щенок только и будет ждать вашего ухода. При хороших взаимоотношениях собака всегда радостно встретит ваше возвращение.

Материал подготовила Ирина Борисюк

 

Что нужно знать о воспитании собаки?

new_puppyЧем больше времени Вы тратите на общение со своей собакой, тем лучше Вы сможете ее понять. Вот он – маленький, милый щенок, уютно устроился у Вас на руках и тихонько посапывает. Вы завели щенка, а значит, взяли на себя ответственность за это пока еще маленькое создание. Но щенок в скором времени превратится во взрослую собаку, и только от Вас будет зависеть, насколько хорошо она будет воспитана.

Важно знать, что никто кроме Вас не сможет воспитать вашего питомца.

Не буду здесь вдаваться в подробности о том, как научить собаку выполнять ту или иную команду .
Речь пойдет об общих правилах, без которых нельзя обойтись в процессе обучения. Зная эти «неписаные законы», Вы сможете лучше понять свою собаку и избежать многих ошибок.
 

 

Итак:

 ktip smПоведение бигля - это зеркало вашего к нему отношения. Если возникли проблемы, начните с себя. Прежде чем пытаться прекратить неподобающее поведение собаки, следует задаться вопросом: "Является ли это поведение естественным для собаки?" Если ответ утвердительный, следует подумать, как переориентировать это поведение, а не пытаться его полностью пресечь.

1. Собака всегда слушается только того, кто с ней занимается, воспитывает и дрессирует.

2. Занятия со щенком лучше всего проводить в игровой манере, примерно по 5-10 минут несколько раз в день. Не нужно, чтобы щенок утомлялся. Иначе такая дрессировка для него будет каторгой.

3. Чем больше времени Вы тратите на общение со своей собакой, тем лучше Вы сможете ее понять. Например, каждую собаку привлекает обеденный стол со всякими вкусностями. Если Вы видите, что Ваш питомец подходит к столу поближе и не отводит взгляда от тарелки с колбасой, то самое время сказать ему «Нельзя!», потому что именно в этот момент собака думает о том, как бы стащить колбаски. Если же она уже что-то стащила со стола – ругать бесполезно.

4. Если Вашему щенку только семь недель – его еще очень легко научить подходить к Вам по команде, так как в этот период для щенка свойственно находиться как можно ближе к матери и везде следовать за ней. Итак, для этого достаточно присесть и хлопнуть в ладоши.

5. Чем раньше Вы приучите своего щенка к таким манипуляциям, как осмотр ушей, глаз, зубов и расчесывание шерсти, тем лучше. Не все собаки любят эти действия, а потому и нужно приучать к этому «с пеленок».

6. Вам нужно будет научиться «рычать». Не нужно удивляться или крутить пальцем у виска. Вам понадобится этот навык, когда щенок будет делать что-то предосудительное. Ведь мама щенка именно рычанием его одергивала, если он, например, слишком энергично играл с ее ухом. А если рычание не помогало, то она могла прикусить его за морду или прихватить за загривок. Что, собственно, Вы тоже можете сделать (схватить за загривок либо охватить пасть щенка рукой). На собачьем языке данные жесты означают, что Вы являетесь «лидером стаи», а значит, Вам должны подчиниться.

7. Также щенка необходимо приучить к тому, что Вы можете забрать у него любую вещь или миску с едой. Только не делайте это так, как будто Вы оспариваете его право на еду. В этом случае Вам надо либо сделать вид, что Вы хотите поправить миску, либо положить в нее еще еды. Если щенок рычит на Вас в момент, когда Вы «покушаетесь» на его вещь, «рычите» в ответ или строгим голосом скажите «Нельзя!».

8. Наказывая щенка, никогда не называйте при этом его кличку. Кличка всегда должна вызывать положительные эмоции и ассоциироваться только с приятными действиями. Иначе Ваш щенок просто-напросто не будет на нее откликаться.

9. Собаку не следует наказывать за неподчинение, ЕСЛИ ВЫ НЕ НАУЧИЛИ ЕЕ, КАК нужно подчиняться.

10. Не следует путать команды «Фу!» и «Нельзя!». Команда «Фу!» используется для предотвращения действий, которые запрещены абсолютно, например, если собака грызет обувь или мебель. «Нельзя!» используется тогда, когда собака намеревается сделать что-то, что в принципе дозволено, но в данный момент будет лучше, если она воздержится от нежелательного поступка. Например, обычно Вы разрешаете своей собаке купаться. Но если у нее воспалено ухо, то купаться ей не следует. А поэтому скомандуйте «Нельзя!», если видите, что она приближается к воде.

11. Не бейте собаку руками! Да и вообще, лучше не использовать силу («кнут») при воспитании. Старайтесь обходиться голосом.

12. Научитесь управлять своим голосом при дрессировке. Для этого следует применять три различных тона. Один тон – для команд. Команды должны подаваться приятным, но твердым голосом. Не нужно выкрикивать команды или командовать высоким просительным тоном. Следующий тон – для похвалы. Хвалить надо восторженным, даже счастливым голосом. Третий тон – для «наказания», то есть коррекции поведения. Это как раз Ваше «рычание». Оно должно быть низким и угрожающим.

13. Собака любит, когда ее гладят за ушами или делают энергичный массаж спины. Это для нее одна из лучших наград после успешно выполненной команды. Кроме того, чтобы закрепить правильно выполненную команду, можно дать собаке лакомство (собачье печенье, например).

14. Собака должна получать еду в одно и то же время и в одном и том же месте.

15. Лучше и надежнее воспитывать молодую собаку, чем перевоспитывать старую.

 

Эх! Щенячья безмятежность... Существует очень много различных нюансов при дрессировке. Каждая собака – индивидуальна, у каждой свои особенности Поэтому Вы должны научиться понимать своего питомца и найти наилучшие методы подхода к нему. Ведь никто не знает Вашу собаку лучше, чем Вы.

На фото: бигль Дар Шах Айрон

 

Щенячьи кусаки

Удел всех биглевладельцев - щенячьи кусаки – кровавые biting2царапины на руках, ногах (а то и на лице!), жизнь в постоянном ожидании коварного нападения «из засады» и остервенелой атаки на неприкрытые части тела беззащитного хозяина.

Вы можете прочитать кучу литературы и получить кучу советов и, скорее всего, услышите, что это признак агрессии, или что бигль самоутверждается, и что его надо «поставить на место», показать, кто хозяин.

Не спешите наказывать щенка, прежде всего, постарайтесь понять главное. Игровые кусаки - это абсолютно нормальное, естественное и необходимое щенячье поведение. Понаблюдайте за пометом: чем все время занят щенок? – Он или ест, или спит, или писает-какает, или… кусает остальных щенков. Острые молочные зубки в сочетании с пока еще слабыми челюстями наносят болезненные, но не очень серьезные укусы, а если укус слишком силен, игра сразу же прекращается. Так в процессе нескончаемой игры, тренируясь друг на друге, щенки учатся контролировать силу укусов, и к 4-5 месяцам, когда заканчивается процесс смены молочных зубов на постоянные, а челюсти достаточно окрепнут, навык безболезненных игровых прикусов полностью сформирован. Обращали внимание, как нежно прикусывают друг друга в игре более взрослые собаки?

Попав в новый дом в 1-2-месячном возрасте, щенок играет с вами так, как привык играть со своими однопометниками. А поскольку контролировать силу укуса он пока еще не научился, он ждет подсказки от вас. Ваша задача – научить щенка новым правилам игры. Бессмысленно и опасно запрещать щенку кусаться совсем, в будущем это может обернуться гораздо более серьезными проблемами. Научите его сначала соразмерять силу укуса, и только потом, постепенно, сводите укусы на нет.

1. Определите для себя порог допустимой силы укуса. Каждый раз громким вскриком показывайте щенку, что он перешел границу. (Каждый раз – это очень важно, и пусть граница не зависит от вашего настроения или состояния в определенный день: каждый сильный укус должен вызвать ответную реакцию.) Нельзя наказывать щенка, отбиваться от него, сдерживать его – он может лишь возбудиться еще больше, а также потерять доверие к хозяину.

2. Тайм-аут. Очень эффективная техника для особо «безбашенных» кусак. Если вскрик не подействовал, и щенок продолжает кусаться, со словами «Все. Конец!» просто вставайте и выходите из комнаты, закрыв за собой дверь. Дайте щенку пару минут прочувствовать горе внезапной потери товарища по играм, и потом вернитесь, позовите щенка и пригласите продолжить игру. И так КАЖДЫЙ РАЗ, когда щенок кусает слишком сильно.

3. Постепенно снижайте порог допустимой силы укуса, реагируя на все более слабое давление челюстей. В идеале к 5 месяцам щенок должен научиться совсем не прикусывать руки, а лишь слегка прижимать челюстями и прекращать контакт по команде.

kusaki

 

4. Не забывайте хвалить щенка за правильное поведение, а ведь для бигля лучшая похвала – лакомство!

5. Для выработки «мягкого рта» очень полезно кормить собаку с руки. Как можно больше трогайте щенка, играйте с ним в контактные игры, возитесь и боритесь – такие игры учат собаку контролировать не только силу, но и эмоции.

Ну, а для тех, кому невмоготу длительный и нудный процесс обучения, можно посоветовать «подручные средства»: ментоловый спрей, обрызгивание водой (если подействует!), подсовывание игрушки вместо руки (если он захочет ее кусать!), подворачивание брыли под зубы (если успеете!), намордник… Или подождите несколько месяцев - и (возможно!) вы станете неинтересны вашему биглю, и кусаки сами собой прекратятся.

 

Материал подготовила Наталья Михневич

На фотографиях: бигль Julietta и бигль Елочка

Ищите

Вы не авторизованы.

 

Вконтакте - Бигль

 

 

    При использовании материалов с нашего сайта ссылка на https://www.biglik.ru/ обязательна