|
Заводим бигля?!
"На место"
Возвращение на место представляет собой сложный навык, заключающийся в (1) фиксации собаки в определенном месте в положении "лежать", (2) сохранении данного положения, (3) подхода к дрессировщику и выдержки около него, (4) возвращении на "место" и принятии фиксирующей позы. По условиям испытаний ОКД навык "возвращение на место" должен выполняться следующим образом. Дрессировщик командой "Лежать!" укладывает собаку, кладет перед ней вещь, обозначающую "место", подает фиксирующую команду "Место!" и, отойдя от собаки вперед на 15 м, останавливается, повернувшись к ней лицом. После выдержки до 30 сек. командой голосом "Ко мне!" и жестом подзывает собаку. Через 10-15 сек. выдержки командой голосом "Место!" и жестом посылает собаку на "место". Собака по первой команде должна подбежать к дрессировщику и сесть у его левой ноги, обход не обязателен, а затем, также по первой команде, вернуться на "место" и лечь в пределах 1 м от оставленной вещи. К отработке навыка приступают только тогда, когда освоены навыки подхода к дрессировщику, укладки собаки и выдержки в различных положениях. Навык целесообразно начинать отрабатывать с фиксации собаки на "месте" и выдержки. Пока навык не автоматизирован, лучше пользоваться длинным поводком. Итак, укладывают собаку, кладут перед ее передними лапами предмет (любой, но лучше с большой поверхностью) и похлопыванием по нему, выкладыванием на него лакомства с одновременной подачей команды голосом "Место!" привлекают внимание собаки к предмету. Затем подают фиксирующую команду в чуть более строгой интонации и отходят от собаки. Время от времени возвращаются к собаке и подкрепляют ее поведение, снова привлекая внимание собаки к предмету. На данном этапе работают над увеличением времени до подхода к собаке, расстоянием отхода, уходом в укрытие, заходом за собаку. Вводят отвлекающие раздражители: проходящие люди, собаки и т.п. Если собака срывается, используют отрицательное подкрепление - рывками поводка возвращают собаку на место или применяют условное отрицательное подкрепление (произвольные слова в угрожающей интонации). В качестве вспомогательного элемента полезно следующее занятие: взяв собаку на длинный поводок (но если у дрессировщика с собакой хороший контакт, можно и без поводка), положить собаку, обозначить "место", поработать с выдержкой и отпустить собаку командой "Гуляй!". После небольшой прогулки: 1) подойти к месту и, подавая команду "Место!", привлечь внимание собаки; 2) подав команду, подтянуть собаку к предмету, уложить ее и похвалить. Когда собака начнет по команде приближаться к предмету сама, можно переходить к одному из способов дрессировки. После подзыва собаки с "места" к себе и соответствующей выдержки: 1. Дрессировщик, взяв собаку на поводок, подав команду, начинает движение к "месту" сам, принуждая собаку к движению. При подходе к "месту" собаку укладывают и подкрепляют данное поведение. Со временем дрессировщик должен предоставлять собаке больше самостоятельности, отставая от нее все дальше и дальше; 2. Прием отработки тот же, что и при научении команде "Гуляй!". Дрессировщик после подачи команды бегом вместе с собакой (можно без поводка) направляется к "месту"; 3. Используется длинный поводок, переброшенный через блок (дерево, столб, изгородь и т.п.), одним концом пристегнутый к собаке, другой находится у дрессировщика в руках. При подходе собаки к дрессировщику поводок распускается. После посыла собаки на "место" ее принуждают подойти к "месту" легкими рывками поводка; 4. После подачи исполнительной команды предъявляют собаке пищу и ведут за ней к "месту", где выкладывают пищу на предмет и позволяют собаке ее съесть; 5. Дрессировщик на глазах у собаки подбрасывает на "место" кусочки пищи и разрешает ей командой "Место!" пойти и съесть их, затем укладывает собаку и снова поощряет; 6. Дрессировщик командой "Сидеть!" фиксирует собаку и, подойдя к "месту", демонстративно кладет пищу на предмет. По возвращении к собаке командой разрешает ей подойти к "месту" и съесть пищу, затем укладывает собаку; 7. Если у дрессировщика есть вторая собака, уже прошедшая "университеты", можно использовать имитационный метод. Как всегда, для нового навыка работу нужно начинать в спокойном, уединенном месте, можно и дома, постепенно увеличивая количество и интенсивность посторонних раздражителей. Очень важно вовремя прекратить вспомогательные воздействия на собаку (управление поводком, лакомством, телодвижения дрессировщика), добиваясь самостоятельного поведения собаки. Если долго оказывать помощь, то вспомогательные элементы могут стать частью исполнительной команды. Запрещающая команда «Фу!»
По этой команде собака должна немедленно прекратить нежелательные действия. Подается команда всегда четко, в угрожающей интонации, но без крика. В начальной стадии обучения рекомендуется подкреплять команду физическим воздействием (резкий сильный рывок за поводок, удар прутом). Как отдельный прием эта команда не отрабатывается. В процессе обучения нужно, чтобы щенок находился на поводке, в противном случае после повторной команды у вас не останется никаких средств воздействия на него. Наиболее удобно обучать команде «Фу!», когда щенок стремится что-либо схватить с земли, например, корм. В этом случае вы отрабатываете сразу два приема — отказ от корма и запрещающую команду. Чтобы ускорить обучение, заранее разложите на небольшом участке лакомство. Возьмите собаку на поводок и свободно прогуливайте возле этого участка. Неотрывно следите за собакой. Как только она попытается схватить лакомство, подайте команду «Фу!» и через секунду дерните за поводок. Если собака будет все равно стремиться схватить корм, подкрепите команду сильным рывком поводка, ударом прута или хлыста, повторив команду в более угрожающем тоне. При необходимости замените мягкий ошейник на строгий. Злоупотреблять командой «Фу!» нельзя. Не «фукайте» на щенка без крайней необходимости. Во многих случаях вместо «Фу!» целесообразно подать любую другую команду — «Стоять!», «Рядом!», «Брось!» и т. п. Команда «Фу!» достигает цели лишь в том случае, если подается в момент, когда собака только начинает нежелательное действие. Обучать щенка этим приемам необходимо начиная с 1,5-месячного возраста. Тень с хвостом или команда "Рядом"
Тень с хвостом или команда "Рядом" Любой навык легче формируется, воспроизводится с большей вероятностью и дольше сохраняется, если он целесообразен, т.е. удовлетворяет какую-либо потребность животного. Для отработки движения рядом с дрессировщиком иногда используют пищевую потребность (пищевую мотивацию), когда работают с голодной собакой. Тогда в навык включается в пищедобывающий репертуар поведения, а команда означает, что можно утолить голод, совершив нужное действие. Или используют мотивации избирательного аппетита, когда выполнение действия дает собаке возможность получить что-нибудь очень вкусное с ее точки зрения, при этом собака может быть сыта. Способ дрессировки, использующий пищевую мотивацию, особенно хорош при работе со щенками или молодыми собаками с выраженной пищевой заинтересованностью или тогда, когда владелец значительно слабее своего питомца. Техника дрессировки проста: вы берете кусочек пищи в левую руку и после подачи команды движением руки с кусочком предлагаете щенку занять нужное положение. На первом этапе, продолжительность которого зависит от особенностей вашей собаки и частоты занятий; вы даете щенку, пищу и хвалите его за то, что он по команде занимает правильное положение у вашей левой ноги, пока на месте. Когда щенок после подачи команды самостоятельно начнет занимать нужное положение, переходите ко второму этапу - награждайте его пищей после небольшой выдержки. В дальнейшем время выдержки необходимо увеличивать. На третьем этапе приучают щенка к прямолинейному движению в среднем темпе - его можно вести за собой при помощи кусочка пищи зажатой в левой руке, время от времени давая щенку лакомство. Точно так же нужно действовать и при поворотах. Такой прием дрессировки называется наведением, т. е. при движении за кусочком пищи собака совершает нужное движение или принимает нужное положение. Использование пищи не исключает применение поводка: когда необходимо, можно придержать собаку или слегка подтянуть ее, таким образом вы можете пользоваться еще и приемом наталкивания. Важно со временем снизить количество подкормок при выполнении навыка, делать их неожиданно для собаки и с различными промежутками. Успех отработки навыка предложенным способом зависит прежде всего от величины пищевой потребности: если она недостаточно велика, собака в своем поведении будет руководствоваться другими потребностями. И хотя, преимуществом являются положительные эмоции, что делает дрессировку привлекательной для собаки, этот способ не может гарантировать обязательности выполнения команды. Чаще для отработки навыка движения рядом с дрессировщиком используется потребность собаки в самосохранении при помощи отрицательного подкрепления. Отрицательным подкреплением может служить сильный рывок поводком, удар током, при использовании электрического ошейника, или удар хлыстом. Особенностью данного способы дрессировки является обязательность выполнения команды, так как потребность в самосохранении всегда важней других потребностей. Скорость отработки навыка и обязательность выполнения до некоторой степени зависят от силы отрицательного подкрепления. Однако если сила отрицательного подкрепления чрезвычайно велика, это может привести к отказу от работы или неадекватной реакции собаки. По сути, при помощи отрицательного подкрепления дают понять собаке, что после подачи команды "Рядом!", единственное спасение от неприятных или болевых воздействий, место у левой ноги человека. Технический навык отрабатывается следующим образом: при помощи поводка вы принуждаете собаку занять нужное положение и, после подачи команды, начинайте движение. Если собака изменяет свое положение, необходима повторить команду, рывком поводка заставить ее вернуться в заданное положение, успокоить и похвалить. Следует помнить несколько правил: Таким образом мы учим собаку по команде занимать нужное положение, необходимо научить ее и сохранять такое положение. Для этого после подачи команды, вы некоторое время совершаете разнообразные движения без повторения команды, но в нужное врем воздействуя на собаку при помощи отрицательного подкрепления, давая ей понять, что изменить данное положение она может только по альтернативной команде ("Вперед!", "Гуляй!" и т. д.). В связи с тем, что такой способ дрессировки связан с отрицательными эмоциями. Необходимо своевременно хвалить собаку при помощи ласковой интонации, оглаживания или лакомства. И все-таки основная проблема возникает с величиной отрицательного подкрепления. Как правило, но не всегда, владельцы слабее своих собак, рывок, производимый ими, недостаточно силен и собака продолжает тянуть вперед или в стороны, не обращая внимания. То есть, команда не становится значимой для собаки. Если это так, пользуются: строгим ошейником, удавкой, хлыстом, прутом, электрическим ошейником или, соединяя поводок с ошейником через намордник, а то и захлестывая поводок за переднюю лапу, делают более болезненным воздействие на собаку. Эффективней при отработке навыка в период ознакомления собаки с ним использовать пищевую мотивацию, затем, для упрочнения навыка, ввести отрицательное подкрепление, после чего вновь вернуться к положительному подкреплению, а поддерживать работоспособность собаки, используя оба подкрепления. Очень важно вовремя прекратить оказание помощи собаке. Время от времени проверяйте степень усвоения собакой навыка: вместо того, чтобы сразу после команды помогать или принуждать, подождите самостоятельного движения собаки, и, если это случится, похвалите ее побольше. Длительно оказываемая помощь делает собаку пассивной и затягивает отработку навыка. Особенно непростым бывает переход к работе без поводка. Если во время отработки навыка поводок был провисшим, то есть собака не ощущала давление ошейника, такой переход будет облегчен. Для начала необходимо установить готовность собаки к работе без поводка. Если при движениях вам не приходится уже пользоваться подкреплениями, а поводок при этом сохраняется провисшим можно: пристегнуть заблаговременно два поводка, а затем один демонстративно отстегнуть; если удастся, приобрести или изготовить и использовать радиофицированный электрический или ультразвуковой ошейники. Если без поводка собака не подчиняется команде, подзовите ее любой другой командой, возьмите на поводок, и повторите урок. Очень важно не дать собаке возможность закрепить альтернативное поведение и оценить состояние - на поводке - без поводка. Если в начале дрессировки вы старались отрабатывать навык в местах, где мало отвлекающих факторов, то со временем занимайтесь с собакой в людных местах, в присутствии собак, а то и кошек. При любых отвлечениях подается исполнительная команда (но не "Фу!") и следует рывок поводком, полезно, если он будет сильнее чем обычно. Независимо от того, при помощи какого способа вы отрабатываете навык, со временем воспроизводимость его падает. Отказ от корма, предлагаемого посторонними
Приучение собаки к отказу от корма, предлагаемого посторонними. Первый — не брать корм из рук чужого человека, второй — не брать корм, подброшенный посторонним. По первому варианту упражнение выполняется так. Собака находится на коротком поводке возле хозяина. Из укрытия появляется помощник и направляется к собаке, держа в одной руке лакомство, а в другой, спрятанный за спину, прут. Подойдя к собаке, помощник ласково предлагает ей лакомство. Если собака пытается взять лакомство, помощник несильно бьет ее прутом по корпусу и убегает. Через 2—3 мин. упражнение повторяют. В момент попытки собаки взять лакомство хозяин подает команду «Фу!» и делает рывок поводком. Сразу же после удара натравливает собаку на помощника. Упражнение желательно отрабатывать ежедневно. Одновременно отрабатывается и другой вариант. Для этого помощник, подойдя к собаке, не предлагает ей корм из рук, а бросает его перед собакой. Если собака пытается взять корм, то хозяин и помощник препятствуют этому, как в предыдущем случае. Затем помощник уходит. Хозяин продолжает следить за собакой и предотвращает все попытки подобрать корм. Корм не должен достаться собаке. При явном непослушании рекомендуется применить строгий ошейник и удары прутом. Обучение этому навыку лучше проводить на дрессировочной площадке под руководством опытного инструктора и хорошо подготовленного помощника. Хождение собаки у левой и у правой ноги
Дрессировщик идет вперед с собакой у его левой ноги на расстояние 10 м, затем поворачивается в обратную сторону (на 180°), и они оба идут к исходной точке. Упражнение выполняется в коридоре 10х1,5 м. При передвижении плечи собаки находятся на одном уровне с ногами дрессировщика. Желательно, чтобы собака все время смотрела на дрессировщика. Прикосновения к собаке не допускаются, но при начале движения и повороте можно давать голосовые (или звуковые) и жестовые команды. Для собаки, хорошо освоившей навык «рядом», разучивание этого па особого труда не составит. Главное, на что нужно обратить внимание, – чтобы собака не забегала вперед и не отставала, а шла у вашей ноги «как приклеенная». Потренируйтесь заранее. Пробуйте ходить с ней в разном темпе и под музыку – весело и бодро. Старайтесь не делать остановок при прохождении дистанции, чтобы собака по ранее отработанному навыку не уселась с готовностью у вашей левой ноги, как вы ее учили на курсе послушания. Более сложный вариант – когда дрессировщик идет вперед с собакой у правой ноги, затем поворачивается в обратную сторону (на 180°) и оба идут к исходной точке. Правила исполнения этого па те же, что и при хождении у левой ноги. В чем может быть проблема? Собака привыкла ходить слева. Как научить ее сделать то же самое, но с другой стороны? Для понятливых собак, не сильно замуштрованных курсом послушания, достаточно перед началом движения встать слева, а не справа от собаки и в начале движения скомандовать «рядом». Если собака попытается перебежать на другую сторону, удержать ее заранее надетым поводком и снова скомандовать «рядом», похлопав рукой по своему правому боку. Неплохо, не зацикливаясь на послушании, заранее приучить собаку по команде «рядом» идти то справа, то слева – в зависимости от исходного положения и от одновременного жеста – хлопка дрессировщика по своему правому или левому бедру. На начальных этапах обучения команде «рядом» со щенячьего возраста носите соответственно лакомство или «мишень» то в правой, то в левой руке, предварительно показав щенку – так он сразу приучится при выполнении команды смотреть на вас, а не в сторону. Еще статьи... |
|||||
|
© 2008 - 2025 BigLik.ru При использовании материалов с нашего сайта ссылка на https://www.biglik.ru/ обязательна |