На сайте

Сейчас 55 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Следовая с биглем. Этап 1. Введение

Предлагаем вашему вниманию перевод статьи Ханса ван дер Строома, автора серии материалов об обучении бигля следовой, опубликовать которые нам любезно разрешил интернет-ресурс Beagles Unlimited - один из старейших и наиболее посещаемых американских сайтов, посвященных биглям.


tracking1Это первая из серии статей о следовой работе с биглем, написанных мною для интернет-журнала Beagles Unlimited. Во введении я постараюсь дать краткий обзор предстоящей нам работы и ответить на вопросы:

- Чем увлекательна следовая работа?
- Когда и как начинать?
- Что для этого нужно?
- Как подготовиться самому и подготовить собаку к выполнению заданий?

В последующих статьях я буду описывать новые этапы, постепенно усложняя уровень упражнений, что позволит вам и вашему биглю выработать навыки, необходимые для сдачи экзамена на сертификат TD (Tracking Dog - розыскная собака) – это и будет, по возможности, нашей целью. В конце каждой статьи я постараюсь ответить на наиболее часто задаваемые вопросы по теме.

 

Давайте представим себе такую ситуацию. Вы спокойно сидите в кресле, собака лежит у ваших ног. Вы встаете, собака немедленно реагирует: поднимает голову и внимательно смотрит на вас. И вдруг вы опускаетесь на четвереньки и начинаете нюхать ковер. Бигль тут же оказывается рядом и начинает тщательно обнюхивать то же место – ему любопытно, что же вы там делаете.

Я, конечно, не призываю вас действительно попробовать так сделать - скорее всего, вы просто заработаете аллергию, надышавшись пыли из ковра. Смысл моего примера в том, чтобы показать, как отличаются человек и собака в восприятии происходящего. Если завтра вы начнете вспоминать об этом забавном эксперименте, вы мысленно УВИДИТЕ его, как сменяющие друг друга кадры «видового» фильма, прокручивающегося перед вашими глазами. Воспоминания вашего бигля будут не зрительными, а обонятельными, он будет вспоминать НОСОМ, и кадры его «фильма» будут запахами.

Запахи являются жизненно важной информацией для вашего бигля! Поэтому он наверняка отреагирует на ваше театрализованное представление любопытством и желанием получить ту информацию, которую вы изучаете, чтобы потом анализировать и систематизировать ее необходимым для него образом: «важное! – я должен реагировать!», «неважное – не буду обращать внимания», «не понимаю – сяду и почешу за ухом».

Я пытаюсь объяснить вам, что в мире запахов собака ориентируется неизмеримо лучше человека. По сравнению с человеком собаки более «обонятельно-ориентированы» и хранят впечатления от окружающего мира в виде «запахового» фильма, четко регистрируя малейшие изменения, происходящие вокруг них. Ваш бигль ощущает такие движения в природе, о которых вы даже не подозреваете, и бурно реагирует на них, оставляя вас в недоумении, в чем же все-таки дело. И все это потому, что наше концептуальное восприятие окружающего мира значительно отличается от собачьего.

На мой взгляд, именно это делает следовые и поисковые занятия с биглем такими потрясающе-увлекательными. Мы, люди, обычно руководящие собаками в нашем общем с ними мире, должны признать, что обладаем плохим обонянием и весьма скромными способностями к различению запахов, и потому должны позволить собаке вести нас во время работы со следом. Иногда нам приходится полностью полагаться на нос собаки в поиске предметов, запах которых мы никогда не будем способны уловить. Примеры: охотничьи собаки, собаки-поисковики и спасатели, собаки, определяющие взрывчатые вещества и поджоги, собаки-ищейки. Во время обучения бигля следовой вы сможете не только получить общее представление о процессах восприятия собакой запаховой информации, вы сможете увидеть результаты этих процессов и даже поучаствовать в них. Обучение бигля следовой может дать вам более глубокое понимание животных вообще и вашего питомца в частности.

 

Кроме этих довольно-таки философских оснований, занятия следовой – это просто увлекательно! Это прекрасная возможность для вас участвовать в совместной деятельности и работать в команде со своим питомцем. Бигль, с его исключительным чутьем, от природы склонен к следовой и поисковой работе, это его традиционное предназначение, и он с увлечением будет работать по следу. Приглашаю вас и вашего бигля принять участие в тренировках и обещаю вам массу удовольствия!

Я уверен, что все собаки без исключения способны ориентироваться по запаху. Любая собака пойдет по следу течной суки или по следу зайца. Но не все так просто. Во-первых, от природы собака скорее «поисковик», чем «следовик», т.е. при поиске использует одновременно все свои чувства: чутье, зрение, слух. На занятиях следовой нам требуется, чтобы собака пользовалась, по возможности, лишь одним их них – чутьем. Это означает, что мы должны научить собаку работать носом правильно. Во-вторых, очень сложно объяснить собаке, что нам нужно, чтобы она шла по какому-то определенному следу, а остальные игнорировала, и так находила предметы с нужным запахом. С этими проблемами нам и придется справиться в процессе обучения собаки следовой, это наша важнейшая задача.

Для обучения следовой мы используем методы, основанные исключительно на внутренних мотивациях собаки. Мы не будем применять силу или другие физические воздействия, чтобы объяснить собаке, чего мы от нее хотим. Таким образом мы можем начать занятия в любое, на наш взгляд, подходящее время и даже самого маленького щенка бигля научить искать по следу (собственно, он уже от природы умеет это делать). Главное, не забывайте, что ваш бигль должен получать от занятий удовольствие, и что молодые собаки не способны концентрироваться на задаче в течение длительного времени.

 

Для тех, кто начинает заниматься со щенком или молодой собакой, я бы посоветовал вот что.

tracking2Первое. Щенка в возрасте 12-14 недель хорошо взять с собой на занятия следовой со старшей, опытной собакой. Пусть щенок увидит, что происходит на тренировке, пусть заинтересуется процессом и немного «позавидует» взрослой собаке. Чтобы щенок не мешал работе, его можно привязать короткой бечевкой или поводком к своему поясу, к дереву или забору, так чтобы он хорошо видел происходящее. Взрослая собака при этом должна быть хорошо социализирована и работать по следу с большим энтузиазмом, не отвлекаясь на щенка. Как только щенку станет любопытно настолько, что он начнет стремиться присоединиться к опытной собаке (и вполне вероятно, что вы даже вдруг увидите, как щенок опускает нос к земле, чтобы обнаружить, что там можно унюхать - и фактически идет по следу!), мы можем считать нашу цель достигнутой. Имейте в виду, этот этап мы вводим с единственной целью – познакомить щенка со следовой – и для этого вам нужна опытная собака. Если такой нет в наличии – просто пропустите его.

Второе (и это чрезвычайно важно!). Необходимо начать правильно играть со щенком. Это второй этап пропустить нельзя, и к нему мы будем возвращаться во время каждого последующего уровня занятий следовой. Правильный метод игры со щенком чрезвычайно важен для успешной работы с запахами, поэтому нуждается в подробном разъяснении. Мы должны выработать у щенка интерес к предметам, вещам. Позже это и станет основной целью наших следовых упражнений. Собака, которая способна найти предмет, идя по следу – вот первая цель, которую мы себе ставим в занятиях следовой. Для этого собака должна желать предметы страстно, быть без ума от них!

 

Как мы этого добиваемся? - Играя со щенком в аппортировочные игры. Для начала просто бросьте недалеко от себя любимую игрушку и попытайтесь убедить щенка принести ее вам. Если он принесет ее, сразу же радостно похвалите и щедро наградите щенка. Если не принесет, попытайтесь снова и снова! Главное, никогда не теряйте терпения. Научить щенка аппортировке предметов вам помогут такие базовые упражнения:

  1. - Возьмите подходящую игрушку (например, теннисный мяч, завернутый в ваш старый носок).
  2. - Постарайтесь заинтересовать щенка, помахивая игрушкой у его носа, или даже обнюхивая ее (вспомните «представление», о котором я писал выше). Используйте эмоциональный, радостный тон, чтобы привлечь щенка еще больше.
  3. - Как только щенок возбудится настолько, что попытается схватить игрушку, отбросьте ее на несколько метров и тут же побудите его побежать за ней и схватить ее.
  4. - Как только он схватит игрушку, подзовите щенка к себе, используя свой самый завлекающий голос, похвалу, хлопки в ладоши и пр. Одновременно подавайте команду «Принеси!», но только очень мягко, спокойно.
  5. - Не давайте щенку бросать принесенную игрушку к вашим ногам. Попытайтесь проверить, насколько крепко он будет удерживать ее в зубах, осторожно потянув за свободный конец носка.
  6. - Продолжайте хвалить щенка спокойным голосом.
  7. - Мягко скомандуйте «Дай» и, как только он отпустит игрушку, сразу же наградите щенка. Очень важно давать лакомство немедленно, поверх отдаваемой игрушки, чтобы у щенка выработалась связь между аппортировкой игрушки и получением лакомства.
  8. - Если вы видите, что щенок все еще не прочь поиграть, сделайте упражнение еще раз.
  9. - Обязательно награждайте щенка, как только он приносит игрушку и отдает ее вам в руку!!!
  10. - Прекращайте занятия, пока щенок еще еще в игровом настроении. Если он устал или потерял интерес, это значит, вы играли слишком долго. Помните, молодые собаки не способны долго на чем-то концентрироваться.

 

Теперь вы наверняка убедились, что для нормального бигля, с его врожденной страстью к охоте и аппортировке, для выполнения таких упражнений не требуется слишком много усилий.

Со временем, когда щенок четко усвоит правила игры и будет всегда быстро и охотно приносить и отдавать вам в руку игрушку, вы можете заменять эту игрушку на другие не менее интересные предметы – например, перчатку, кошелек, скрученный носок. Используйте мягкие предметы, которые щенку удобно держать в зубах и можно трепать «до смерти». Как только щенок привыкнет к новым предметам, начинайте постепенно увеличивать расстояние, бросая их все дальше от себя, но не дальше 10 метров.

Не забывайте хвалить и награждать собаку! Ваше терпение и дружелюбие чрезвычайно важны на этой стадии. Это просто необходимо для успеха в дальнейших тренировках. Собака должна любить аппортировку, приносить предметы с удовольствием, это сделает ее достаточной мотивированной, выносливой и легко обучаемой. Аппортировка должна быть не утомительным скучным упражнением, а веселой, увлекательной игрой с хозяином. Покажите это своему биглю! Позже мы займемся изучением теоретических основ следовой, но сейчас, на данном уровне, важна именно игра и ее результаты.

 

Это наш первый шаг в занятиях следовой. Вы, наверное, заметили, что к собственно следовой вы до сих пор не приступили. Тем не менее, вы получили ответы на вопросы, заданные во вступлении.

  1. - Вы теперь понимаете, почему следовая – это развлечение (во всяком случае, для меня! - и, я надеюсь, попытаетесь найти в занятиях удовольствие и для себя).
  2. - Вы теперь знаете, когда можно начать подготовку бигля: в любом возрасте, в любом месте и в любое время по вашему желанию.
  3. - Вы теперь знаете, что вам понадобится для занятий: ваш бигль, вы сами, энтузиазм, терпение, несколько игрушек и предметов, лакомство и всего 5 минут вашего времени в день (на данной стадии, во всяком случае).
  4. - Вы теперь знаете, как лучше всего подготовить бигля, чтобы он страстно желал аппортировать предметы.

Не следует недооценивать важность первого этапа! Те впечатления и образы, которые собака получает сейчас, прочно фиксируются и запечатлеваются на всю оставшуюся жизнь. Если запечатления ассоциированы с радостью, удовольствием, они станут фундаментом обучения бигля работе по следу и помощью при решении возможных проблем в будущем.

 

tracking3

Как вы, наверное, уже поняли, нашим следующим шагом будет обучение бигля отыскивать и приносить предметы, находящиеся вне поля его видимости. Вам предстоит объяснить ему, что, пройдя носом по следу, можно кратчайшим путем прийти к любимой игрушке. И что как только он найдет эту игрушку и принесет ее хозяину, его ждет награда. Все это будет темой следующей статьи.

Для следующего этапа обучения вам понадобится кое-какое снаряжение – и было бы неплохо позаботиться об этом заранее. Нужен будет легкий поводок примерно 3 м длиной, удобный для рук (желательно из мягкой кожи); шлейка для следовой, хорошо подобранная по размеру (приучите к ней щенка заранее); флажок с длинным древком. На всякий случай, если вы уже почитали что-то о следовой и вам не терпится узнать заранее: МЫ НЕ БУДЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕДУ ДЛЯ РАБОТЫ ПО СЛЕДУ. Я считаю, что использование еды негативно влияет на процесс обучения при данном методе. Поэтому потерпите, и для подготовки к следующему этапу побольше играйте в аппортировку со своим щенком.


ktip smВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

- Мою собаку игрушки не интересуют. Что делать?

Будьте изобретательны! Постарайтесь найти игрушку, особо желанную для вашего бигля. Никогда не заставляйте, не давите на собаку во время игры. У любой собаки есть моменты повышенной игровой активности, постарайтесь использовать ее энтузиазм в своих целях. Очень важно награждать собаку, когда она выполняет задание, при этом совсем не обязательно, чтобы оно выполнялось идеально или немедленно. В вашей ситуации поощряйте каждый момент игры – позже вы сложите все эти «кусочки» воедино, чтобы получилось целое упражнение на аппортировку.

 

- Моя собака хватает аппорт, но не приносит его мне, а убегает с ним в противоположную сторону. Что делать?

В ваших взаимоотношениях чего-то не хватает. Вы явно не лидер в вашей стае. Для того чтобы собака не убегала с аппортом, привяжите легкую веревку к ее ошейнику и осторожно подтягивайте ее к себе. Как только собака окажется рядом с вами, немедленно поощрите. Собаки по своей природе своей довольно оппортунистичны, и если они поймут, что выполнять приказы хозяина выгодно, большинство из них будет сотрудничать. Используйте команду «Ко мне!» для подзыва. Если бигль не выполняет команду, вам придется освежить курс базового послушания для укрепления его связи с хозяином. Часто подобная проблема возникает в период «подросткового бунта», когда бигли могут быть особенно упрямыми и непослушными. Если дело в этом, просто будьте последовательны и терпеливы – обычно это проходит, как только бигль понимает, что его поведение не получает положительного подкрепления.

 

- Моя собака, схватив аппорт, рвет его на части и не отдает его мне. В чем причина?

См. предыдущую ситуацию. У вас, возможно, доминантный бигль. Первое, что нужно сделать, это пройти с собакой курс послушания. Выполнение команды «Дай!» необходимо для наших упражнений – не начинайте игровую аппортировку, если собака не подчиняется вашим командам и ваши взаимоотношения не оптимизированы.

 

- Моя собака приносит аппорт, но делает это очень медленно и неохотно. В чем причина?

Вы слишком настойчивы и чересчур требовательны к своей собаке. Дайте ей как следует отдохнуть и начните все сначала. На этот раз сделайте аппортировку веселой и увлекательной игрой. Как только бигль с аппортом начинает двигаться в вашу сторону, убегайте от него, весело зовите и всячески завлекайте следовать за вами. Энергично хвалите и щедро награждайте. Решение вашей проблемы - освободите собаку от стресса, сделайте занятия веселой игрой, а не утомительной отработкой упражнений.

 

Автор: Hans van der Stroom
Перевод: Наталья Михневич
Источник: Beagles Unlimited

  1. На фото:
  2. вдумчивые следопыты
  3. Bella Jessika Charm Dolce (Джессика),
  4. Ileen van de WoefkesRanch (Айлин) и Ливли Таймс Улисс,
  5. веселый аппортировщик Варинхаус Том Сойер

Заходите!

Ищите

Вы не авторизованы.

 

контакт

 

    При использовании материалов с нашего сайта ссылка на http://www.biglik.ru/ обязательна