|
Обучение бигля
Подготовка собаки к появлению в доме новорожденногоВ ожидании ребенка будущие родители часто волнуются, как их питомец воспримет появление нового члена семьи. Особенно если до этого он был «единственным ребенком» в семье. Действительно, у собак, не имеющих опыта общения с детьми, могут возникнуть определённые сложности. В доме появятся новые запахи, звуки, начнут происходить изменения, которые волей-неволей могут негативно повлиять на привычную размеренную жизнь животного. Чтобы этого не произошло, надо заранее подготовить собаку, помочь адаптироваться к возможным изменениям, обучить элементарным навыкам безопасного общения с ребенком. Это значительно облегчит жизнь в будущем. Подготовка собаки к изменению образа жизни Собаки очень педантичные животные, они привыкают к определенному распорядку дня и испытывают беспокойство, если их образ жизни резко меняется, а именно это и может произойти с появлением в доме младенца. Наша цель - минимизировать стресс собаки, постепенно приучая ее к возможным изменениям. Меняем правила Готовим собаку к новым впечатлениям Обучение базовым командам Выработка специальных навыков Первое появление в доме ребенка Встреча с ребенком Ваша главная цель - сделать так, чтобы появление в доме ребенка вызывало у собаки только положительные эмоции. У вас может возникнуть соблазн уделять внимание собаке в те часы, когда ребенок спит, а когда бодрствует, просить собаку не мешать вам, выйти из комнаты, быть тихой. Но на самом деле гораздо лучше сделать наоборот. Попробуйте общаться с собакой в присутствии ребенка. Пусть именно в это время она получает угощения, ласки, игры и все, что ей нравится. Когда вы кормите ребенка, вы также можете кормить и собаку. Когда вы гуляете с собакой, постарайтесь и ребенка взять с собой. И, чтобы подкрепить выбранную вами стратегию, дайте понять собаке, что в часы, когда ребенка рядом нет, все становится очень скучным. Собака может быть с вами, но старайтесь игнорировать ее большую часть времени. Это заставит ее с нетерпением ожидать пробуждения малыша. Материал подготовила: Дивлет М. Фотографии: @pryanik313 @me_paparazzo @kristina_donaldson
ЭШО - мощный инструмент наказанияНедавно увидела рекламный баннер «Как воспитать бигля!». Мне стало интересно, каким же секретом воспитания такой непростой породы как бигль они владеют. Оказалось, за таким амбициозным лозунгом скрывался сайт по продаже электронных ошейников (ЭШО). (Кстати, электрошоковые ошейники называют теперь электронными ошейниками, убрав из названия слово «шок». Суть инструмента наказания не изменилась, он по-прежнему бьет током, но согласитесь, звучит благозвучнее, гуманнее. Действительно, трудно продать ошейник, убеждая, что он безопасен для питомца, если в название есть слово “шок”. Теперь это электронный гаджет, помогающий в воспитании непослушной собаки.)
Сегодня кинологи обладают более обширными знаниями о питомцах. Современные исследования поведения животных показали, что реакции и мотивы собак имеют базу не только физиологическую, но и ментальную. Собака постоянно принимает решения, опираясь на свои наблюдения, органы чувств и разнообразные коммуникативные возможности. Ее действия основаны также на предыдущем опыте и тесно связаны с ее актуальным состоянием: здоровьем, эмоциями. В связи с этим во многих странах Западной Европы электрошоковые ошейники запрещены законом как жестокий антигуманный инструмент наказания. С помощью электрошокового ошейника нельзя решить проблемы поведения, а можно лишь травмировать собаку. В России методы коррекции поведения собаки с помощью ЭШО не только не запрещены, но и активно пропагандируются инструкторами. Конечно, причины такого положения очевидны: • Низкая квалификация тренера. До сих пор многие инструкторы используют устаревшие методики. Предлагают ЭШО только потому, что не знакомы с альтернативами. • Равнодушие к собаке, инерция системы дрессировки собак. Основной целью является получение дохода от отработанной системы курсов дрессировки. Что будет с собакой после завершения курсов, их не волнует. • Электрошоковые ошейники — выгодный товар. Часто инструктор одновременно является и продавцом ЭШО. Тогда он использует электроошейники не потому, что не знает, как это сделать иным способом, а потому, что ему это выгодно. Он пытается подстроить дрессировку под продажу электроошейника, перевернуть всю ее философию. • Недостаточные знания владельцев о воздействии электрошоковых ошейников и их некритическое отношение к рекомендациям продавцов и тренеров. Из-за непонимания психологии своих питомцев сами владельцы начинают активно советовать своим знакомым собаководам ЭШО как эффективный способ дрессировки.
Электрошоковый ошейник призван наказывать собаку за нежелательное действие, создавая у нее негативные ассоциации с этим действием. • Наказание должно быть немедленным. • Наказание должно быть достаточно сильным. • Наказание будет иметь длительный эффект, если собака была наказана в момент первой попытки совершения проступка. Если же собака делала это до, то будет делать и после - просто более изощеренно. Современные научные исследования в области психологии поведения собак доказали, что наказание не способно изменить мотивацию. Чтобы изменить поведение собаки, надо либо научить ее новому поведению, либо избавить ее от внутренних проблем. Для выполнения любой работы собака должна понять задачу и научиться ее выполнять. Для этого у нее есть все биологические инструменты: собака способна тонко воспринимать окружающий ее мир и думать. Удары током не обучают собаку. Наоборот, они приводят ее в состояние постоянного стресса и страха — состояние, в котором учиться невозможно. Собака выполняет требуемые от нее действия только лишь потому, что боится получить удар током. Вместо того чтобы решать поставленные задачи, она сосредотачивает все свои усилия на выполнении действий, помогающих ей избежать ударов током. Наказание лишь на время вызывает в собаке страх и заставляет вести себя послушно до тех пор, пока негативные ассоциации, вызванные наказанием, не забудутся. Затем проблема возвращается, и владелец снова вынужден прибегнуть к использованию ЭШО. Так будет продолжаться до тех пор, пока наказание не станет настолько сильным, что собака получит от него настоящую психическую травму и станет пассивной, беспомощной и чрезмерно податливой. В итоге владелец получает необученную собаку в неснимаемом электроошейнике вместе с неврозом, неуверенностью и потерей доверия к хозяину. Не в состоянии справиться с нежелательным поведением собаки, владельцы, применяющие ЭШО, вовсе не пытаются навредить своему питомцу или причинить ему изощренные страдания. В большинстве своем они пытаются сохранить контакт с собакой, обратную связь. Но при использовании ЭШО собака быстро учится распознавать взаимосвязь удара током, надетого ошейника и присутствия рядом хозяина, нажимающего на кнопку пульта. Неопытный владелец, облагодетельствованный «волшебной кнопкой», очень легко переходит ту грань, за которой доверие собаки потеряно, а ее поведение практически необратимо меняется. Ему кажется, что с собакой стало «удобнее», она никуда не отходит (часто «электрические» собаки у некоторых наших кнопочных кудесников вообще лишний раз пошевелиться в надетом ошейнике боятся) — а на самом деле животное пребывает в постоянно депрессивном состоянии, и его поведение без «инструмента» становится трудно предсказуемо. Вплоть до несвойственных ранее реакций. Почему же электрический ток довольно слабой мощности, скорее неприятный для человека, чем болезненный, вызывает такую реакцию у собаки? Почему ни строгий ошейник, ни ошейник–удавка не производят такого «волшебного эффекта» на собаку, как действие ЭШО? Почему строгий ошейник, приносящий ощутимую физическую боль и оставляющий кровавые раны на шее собаке, не способен остановить ее, если собака уже пребывает в состоянии аффекта?
Дело в том, что боль — это не само воздействие, а его «интерпретация» организмом. Одно и то же воздействие по-разному воспринимается разными субъектами в зависимости от болевого порога, индивидуальной чувствительности и особенностей психики. Человек понимает, что такое ток, его природу, насколько он безопасен для его жизни. Он надевает ошейник на свою руку, и даже самый мощный удар тока воспринимается им терпимо. У собаки же все происходит совсем иначе. Неприятные ощущения от воздействия даже слабым током несоизмеримы с таковыми у человека. В отличие от человека, собака ничего не знает про ток, ее чувствительность к электрическим воздействиям гораздо острее, чем у человека. Собака, которую тренируют с помощью электрошокового ошейника, никогда не знает, когда ее застигнет удар током. Она не просто к нему «не готова», она всегда к нему «не готова». Она остается в напряжении постоянно. Кроме боли огромное значение имеет боязнь воздействия, страх, который он вызывает. Даже после серии повторов собака очень плохо к нему привыкает и не перестает его бояться. Использовав однажды показательно электрический ток (а далее ошейник на собаке используется только с вибрацией), владелец продолжает наносить вред здоровью собаки, ее нервной системе, поскольку продолжает держать своего питомца в состоянии стресса. Прежде чем опубликовать эту статью, мы провели опрос среди биглеводов, и в результате опроса выяснилось, что из 600 опрошенных человек 70 владельцев уже используют ЭШО, а чуть меньше допускают использование ЭШО для корректировки поведения собаки. Основным мотивом было желание обезопасить свое животное. К сожалению, по причине генетической предрасположенности породы к определенному поведению (исследование запахов, стремление охотиться, подбирательство), собаки часто становятся жертвами живодеров или попадают под колеса машин. Тот, кто выбирает ЭШО, "заботясь о благополучии собаки", чаще всего просто не хочет приложить хоть немного усилий для ее воспитания, ЭШО у него заменяет любое обучение. Мотивируя свой выбор нежеланием ограничивать свободу питомца, приверженцы ЭШО отвергают самые простые альтернативные методы. Напоминаем: намордник - очень хорошая защита от отравления, а поводок - от попадания под машину. Все проблемы, связанные с поведением собаки, не падают на нас с неба. "Невоспитанная и необученная собака, что бы она ни творила, ведет себя совершенно естественно и честно, в рамках того поведения, которое она выработала при попустительстве человека, хозяина, который несет за нее полную ответственность с первого дня появления в доме. Каждый раз, наказывая собаку, мы должны помнить о том, что наказываем за то, в чем виноваты сами, только сами - и никто больше. И чем сильнее и чаще приходится это делать, тем, как правило, сильнее и виноваты. Это так, потому что человек - разумен. Потому что собака - в его воле, в его власти, и он обладает широчайшими возможностями управления ее поведением и потребностями".
Материал подготовила Дивлет М.
Использованы материалы: Ольга Кажарская. Черный список методов обращения с собакой. О доминантности и "законах стаи": Стоит ли нам жить по-волчьи?Долгие годы традиционная школа обучения собак основывалась на теории доминирования и связанных с ней так называемых «законах волчьей стаи». Основным постулатом этой теории являлось предположение, что все, практически все проблемы поведения собаки - в первую очередь, неповиновение и агрессия – возникают из-за ее стремления занять более высокий статус в человечьей «стае». Ваша собака ворует еду со стола или постоянно выклянчивает лакомства? Возможно, при встрече она с визгом прыгает на вас, пытается вылизать лицо, или постоянно громко лает, или настойчиво лезет к вам на колени за лаской, или не подходит на зов, или рычит при попытке забрать игрушку, или потрошит диван, или мочится на вашу кровать? - Все эти примеры нежелательного поведения теоретики и практики дрессировки, а также многочисленные пособия по воспитанию и обучению собак объясняли однозначно – попытками собаки доминировать, возвыситься над своими хозяевами-людьми. Для решения любых проблем поведения зацикленные на доминировании тренеры обычно прописывают универсальное лечение – нужно показать собаке, «кто в доме хозяин», подражая поведению волков, стать «альфой» стаи и понизить ранг собаки до «омеги». Владельцам предписывается относиться к своему питомцу, как к дикому волку, внушается необходимость доминирования над собакой, а воспитание и обучение со щенячьего возраста предлагается строить по «законам стаи». К сожалению, под доминированием чаще всего ошибочно понимают принуждение собаки к подчинению посредством физической силы: «Собаки должны делать то, что мы приказываем, потому что мы люди, а они собаки. Если собака не слушается, ее следует заставить считаться с хозяином строгими дисциплинарными методами» - такие принципы взаимоотношения человека и собаки, увы, до сих пор считаются нормой и с готовностью принимаются многими начинающими собаководами. На самом деле, агрессия не является непременным компонентом доминантности. В социальной системе животных доминантность служит снижению уровня агрессии, а не конфронтации. Доминантность в мире животных – это отношения между индивидами, определяющие получение приоритетного доступа к ценным в конкретной ситуации и лимитированным ресурсам, таким как еда, лучшие места для сна, партнеры для спаривания и пр. Чтобы понять, как применять и стоит ли вообще применять теорию доминирования к поведению собак, чрезвычайно важно иметь хотя бы базовое представление о ее принципах. Вкратце они таковы: 1. Социальная структура волчьей стаи определяется исключительно линейной иерархией доминантности, означающей непрекращающуюся борьбу за статус альфа-особи, подавляющей остальных членов стаи. 2. Домашние собаки произошли от волков, следовательно, принципы их взаимоотношений и типы поведения аналогичны волчьим, они также формируют стаи с иерархическими отношениями. 3. Живя с людьми, домашние собаки считают себя частью нашей стаи и пытаются доминировать над людьми. 4. С собаками следует обращаться, как с членами стаи низшего ранга, необходимо нанести упреждающий удар и доминировать над собаками, принуждая их (вплоть до применения жестких методов) подчиняться в соответствии с программой понижения статуса.
В течение последних лет наши знания о теории доминирования и о поведении домашних животных и их диких сородичей расширились и претерпели значительные изменения. Многие этологи пересмотрели свои взгляды на иерархические отношения еще в конце 20 века, когда многочисленные наблюдения за животными в их естественной среде и неволе обнаружили совершенно новые факты. 1. Социальная структура сообщества животных вообще и волчьей стаи в частности гораздо сложнее. Отношения между членами группы могут выстраиваться без агрессии, на основе привязанности. Всемирно известные эксперты по поведению свободно живущих волков д-р Дэвид Мек и д-р Фрэнк Бич, в течение 40 лет изучавшие волков по всему миру, не обнаружили соревнования за иерархический ранг в естественной волчьей стае. Вожак не «безраздельно правит» остальными членами стаи, а направляет ее коллективную деятельность (охота, воспитание щенков, охрана логова). Волкам в природе в большей степени свойственна кооперация, чем конфронтация, их совместная жизнь в целом гармонична. И все потому, что волчья стая – это «нуклеарная семья», состоящая из семейной пары и их потомства, до поры до времени не отделившегося для образования своей собственной семьи, - т.е. близких, сотрудничающих друг с другом животных. Волки формируют стаю для того, чтобы выжить - так им проще охотиться, прокормить и вырастить потомство. Некоторые популяции волков вообще никогда не собираются в стаи. Т.е. формирование стай не является генетическим поведением волков. 2. Собаки ОЧЕНЬ ОТЛИЧАЮТСЯ от волков. Волк прожил многие столетия, не претерпев никаких изменений, в то время как домашние собаки менялись и поведенчески, и внешне. В жизни волка главенствуют три мотивации: 1) избежание опасности, чтобы выживать, 2) охота, чтобы добывать пищу, 3) размножение, чтобы поддерживать вид. Одомашненные собаки отличаются от своих диких предков анатомией, физиологией, образом жизни, поведением, эмоциями, стимулами и мотивациями, они приобрели способность делать многие вещи, совершенно чуждые волку. Поэтому лучшей моделью для понимания поведения домашних собак будут не волки, а именно домашние собаки. В большинстве случаев образование стаи домашними собаками является скорее исключением, чем правилом, поскольку у них нет необходимости «выживать» - все, в чем они нуждаются, они получают от нас. Обычно правильно социализированные собаки способны жить счастливо вместе в социальной группе, не мешая друг другу и не вмешиваясь в дела других членов группы. 3. И уж тем более у собак нет потребности становиться частью стаи особей другого вида – людей! Может ли собака воспринимать себя частью «человеческой стаи»? – Нет, поскольку в первые недели жизни в мозге щенка запечатлеваются схемы поведения и взаимодействия с особями своего вида, происходит самоидентификация с особями своего вида - собаками. Собака не думает, как мы, не ведет себя, как мы, не пахнет, как мы, не живет человеческими ценностями. Аналогично собака не воспринимает и человека как особь своего вида. Даже если владелец захочет строить отношения со своим питомцем по «законам стаи», собака не поймет, что именно пытается донести до нее хозяин, т.к. человек, как бы ни старался, не обладая анатомическими возможностями собаки, не способен продемонстрировать сигналы, позы и схемы поведения, понятные псовым, не способен общаться на языке собак. Все ценные для нее ресурсы собака получает от человека. У собак, обеспеченных едой, питьем, кровом, физическими и умственными упражнениями, обществом, нет никакого повода желать повышения своего социального ранга. Почему же она должна соревноваться с человеком за более высокий статус? Считается, что из-за недостаточного материала для изучения свободно живущих волков «законы стаи» были выведены еще в 1940-х годах из наблюдений за стаей волков, живущих в неволе, и концепция социальной иерархической структуры невольной стаи была перенесена на домашних собак. По выражению Дэвида Мека, «проводить такую аналогию – это все равно что делать выводы о динамике человеческой семьи на основе изучения человека в условиях концентрационного лагеря». Поведение стаи в неволе значительно отличается от поведения волков, живущих в естественной среде обитания. В отличие от семейной структуры свободной стаи, невольная стая, как правило, состоит из незнакомых друг другу волков различного возраста и пола, собранных вместе из разных мест обитания. Волки, жизнью которых манипулируют и управляют люди, живут в безопасных, но искусственных условиях, они не могут покинуть стаю и не способны демонстрировать многие виды присущего им ритуального поведения. В такой группе ожидаемо возникает социальное напряжение, особенно в период размножения, и неизбежны частые стычки за более высокий статус между ее доминантными особями. Социальная структура подобной группы бесконечно меняется. Социальная организация домашних собак изучена чрезвычайно слабо. В немногих работах, посвященных бродячим собакам, упоминается весьма слабо выраженные социальные связи в группе, но нет никаких достоверных данных, позволяющих сделать выводы о иерархическом устройстве домашних собак. Почему же домашних собак нужно сравнивать с волками, живущими в неволе, а не со свободными волками или с бродячими собаками? Даже если принять во внимание, что собака, как и невольный волк, полностью зависит и управляется человеком и не в состоянии покинуть «стаю», все равно проводить параллели между собакой и волком в неволе неправомерно. Волк всегда остается диким животным, выпущенный в естественную среду обитания, он демонстрирует все первозданные инстинкты хищника, необходимые для выживания. Домашние же собаки совсем не приспособлены для выживания в дикой природе. Для воспитания собаки «по законам стаи» была специально разработана программа понижения ранга. Несмотря на то, что пик увлечения теорией доминирования пришелся на 1980-е – начало 90-х годов, эта программа чрезвычайно популярна и до сих пор. Попробуем разобраться с «законами стаи» и программой понижения ранга и сравнить их с тем, что на самом деле происходит в волчьей стае и в отношениях человек-собака. 1. Альфа-волк всегда ест первым В соответствии с программой понижения ранга, собаку следует кормить только после того, как поедят все члены семьи. Хозяин должен обязательно съесть что-нибудь, прежде чем предложить корм собаке. Совершенно неверно. Завладевший едой волк может не уступить ее другому, даже более высокому по рангу. Альфа-волк далеко не всегда ест первым. Родители-волки едят первыми, когда добычи не очень много. Если добычи совсем мало, первыми всегда едят щенки. Если добыча велика, едят все члены стаи одновременно, невзирая на ранг. Возможно ли последовательно осуществить эти рекомендации, воспитывая щенка? – Абсолютно нет. Щенок ест 4 раза в день, разве реально четырежды собирать всю семью для «альфа-перекуса», чтобы показать щенку его место в «стае»? Занимаясь дрессировкой, мы награждаем собаку множеством кусочков лакомства. Разве разумно каждый раз перед выдачей кусочка съедать что-то самому? 2. Альфа-волк спит, где ему захочется, любая другая особь уступает ему свое спальное место по требованию Хозяин должен вставать на подстилку собаки, чтобы продемонстрировать свой статус. На самом деле наблюдавшие за свободными волками ученые отмечали, что альфа-волк действительно выбирает стратегически важное место для отдыха, но им не приходилось видеть, чтобы альфа согнал с места другого волка, чтобы просто занять его самому. Какой урок получает ваша собака, когда вы сначала прогоняете ее с лежанки, встаете туда сами, а потом уходите, снова предоставляя ей возможность занять свое место? Разве так ведут себя вожаки? По «законам», вам необходимо каждый раз гнать собаку с ее подстилки на пол и укладываться там спать самому. А если собака спит в клетке? 3. Альфа-волк всегда занимает самые удобные «статусные» места Нельзя позволять собаке спать с хозяином и вообще в хозяйской спальне, лежать на диванах, креслах, постели. Это возвышает ее до вашего статуса. В первые недели жизни детеныши волков проводят, тесно прижавшись друг к другу, но к 4-недельному возрасту у них развивается чувство социальной дистанции, и отныне, если есть возможность выбрать собственное место для отдыха, волки начинают спать обособленно. Так что имейте в виду: по «закону стаи», собака, считающая себя альфой, никогда не стала бы спать с вами! На самом деле место в хозяйской постели не статусное, а просто комфортное, мягкое, теплое – собаке приятно лежать там, в непосредственной близи от своего любимого хозяина. Единственная проблема, которая здесь может возникнуть – это проблема с «охраной места» (защитой ресурса), не имеющая никакого отношения к статусу. Собака может начать охранять желанное место, если вы не научите ее занимать его по приглашению и уходить с него по вашей просьбе. 4. Альфа-волк всегда занимает самые возвышенные, стратегически важные места Нельзя позволять собаке лежать на верхней ступени лестницы, в коридоре или в дверных проемах. Большая стая не может всегда держаться вместе, поэтому местоположение альфы не играет роли – он все равно не в состоянии контролировать передвижение всех остальных членов. В большой стае ВСЕ взрослые волки (не только альфа) могут лежать на возвышениях – это самая выгодная для обнаружения непрошеных гостей позиция. В небольшой стае-семье альфа-волк вполне может оказаться на одном уровне с другими, если со своего места он может присматривать за своим партнером или детенышами. Таким образом, положение волка в пространстве не имеет никакого отношения к статусу. Многие собаки имеют любимые места для отдыха в доме - там, где падают лучи солнца, где тепло от камина, где можно видеть, что происходит на улице. Лежащая в коридоре или в дверях собака не «доминирует», а просто хочет всегда видеть хозяина и быть в курсе событий, происходящих в семье. Это говорит лишь о чрезмерной привязанности собаки к хозяину, а не о попытке повысить свой статус. 5. Альфа-волк всегда заставляет другого волка уступать ему дорогу Нельзя перешагивать через собаку или обходить ее стороной, необходимо согнать ее с места и заставить отойти. Как уже упоминалось выше, доминантно-подчиненные отношения в стае устанавливаются и поддерживаются посредством ритуализации, т.е. предупредительных сигналов и демонстрации форм сложного символического поведения доминирования и подчинения. В группе со стабильной социальной структурой волк с более низким статусом всегда уступает, он сам, добровольно, отойдет, если волк более высокого ранга появится в его социальном пространстве - альфе ни к чему заниматься демонстрацией доминантности, он не будет для самоутверждения прогонять с места ни спящего, ни бодрствующего волка. Если вы не хотите тревожить и обходите стороной задремавшую собаку, лежащую на вашем пути, это не делает вас подчиненным. Вам следует научить собаку спокойно лежать, когда через нее перешагивают, и так же спокойно отходить в сторону, когда ее просят об этом. Послушная, выполняющая просьбы хозяина собака не «демонстрирует подчиненный статус», она просто научена делать так. 6. Альфа-волк всегда проходит первым Нельзя позволять собаке проходить в дверь первой. Еще одна несуразность, выведенная, очевидно, из наблюдений за волками в неволе. В естественной среде обитания не так уж часто встречаются тесные проходы, через которые волкам приходится проходить по одному. И еще раз хочется подчеркнуть: необходимо помнить, что иерархические отношения предполагают, что это не альфа-волк навязывает подчиненным волкам свою привилегию проходить первым – это подчиненные волки добровольно демонстрируют уважение альфе, принимая позы подчинения и пропуская вожака вперед. В домашних условиях обеспечить выполнение этого правила весьма проблематично. Представьте, что каждый раз, когда собака начинает передвигаться по дому, вам придется успевать проскакивать в двери первому - а если собак несколько? Пожалуй, только при выходе на улицу хозяину стоит проходить в дверь первым, да и то – для спокойствия жильцов и безопасности, а не для демонстрации своей доминантности. Утверждение, что собака, стремящаяся выскочить на улицу первой, считает себя вожаком, ошибочно – она просто чрезмерно возбуждена и не научена хорошим манерам. Ваша задача - научить собаку правильному, без лая и рывков поведению. 7. Альфа-волк всегда ведет за собой стаю Нельзя позволять собаке натягивать поводок и тащить за собой хозяина. Представление о том, что альфа-волк всегда диктует, каким путем следовать и ведет за собой стаю, не совсем верно. Вожак может выбирать маршрут, но далеко не всегда возглавляет стаю. На определенных, хорошо знакомых участках пути, любой волк может оказаться впереди. Во время охоты волки не придерживаются линейного порядка следования в соответствии с их рангом. Собака тянет поводок не потому что пытается повысить свой статус, а потому что она энергична, возбуждена от предчувствия прогулки, засиделась дома - и потому что ее не научили правильному поведению на прогулке! Если следовать «законам стаи», собаку нужно учить идти позади хозяина, а этого никто почему-то не предлагает делать. 8. Альфа-волк единолично принимает решение о начале какого-то действия и о его окончании Нельзя позволять собаке инициировать и заканчивать игры, требовать от хозяина внимание, ласку. В свободных стаях волки обоих полов заботятся и демонстрируют большую терпимость к членам своих семей. Высокая потребность в физическом контакте реализуется посредством игр, в которых участвуют все члены стаи. Странно было бы предположить, чтобы стая волков весь день ожидала, когда альфа-волк соблаговолит начать игру. Наблюдения за свободными волками показали, что любой высоко мотивированный волк может влиять на действия других членов стаи, в том числе игру. Собаки - социальные животные, остро нуждающиеся в социальном контакте. Нет ничего страшного в том, что они ищут внимания хозяина, это не признак доминантности, а именно потребность в общении. Если собака назойлива, лаем, прыжками требует внимания и выполнения всех ее желаний, это связано не с ее статусом, а с отсутствием правильного последовательного воспитания. 9. Альфа-волк всегда побеждает Нельзя позволять собаке побеждать в играх, нельзя играть с собакой в игры на перетягивание. Считается, что игры на перетягивание развивают у щенка агрессию и стимул к «охране собственности», т.к. соотносятся с поведением волков при разделе добычи – растягивании и разрывании туши. На самом деле в волчьей стае при разделе большой добычи все волки одновременно рвут тушу и получают оторванный кусок. Лишь при очень скудной добыче побеждает волк с высоким статусом. Совершенно неправильно проецировать это поведение на отношения человека с собакой. Исследования показали, что в играх друг с другом собаки ведут себя иначе, чем в играх с человеком, игры между собаками имеют более соревновательный, сопернический характер. Перетягивание – поведение, присущее собаке от природы, не стоит лишать ее удовольствия, великолепного источника выброса энергии - и даже возможности выигрывать. Главное, необходимо научить ее правилам вежливой игры, команде «дай» или «хватит», чтобы быть в состоянии в любой момент остановить игру. 10. Подчиненный волк занимает физически самое низкое положении Необходимо приводить собаку в подчиненное положение, укладывая ее и принуждая подолгу сохранять позу лежа. Незаменимой техникой при коррекции агрессивного поведения собаки является «альфа-переворот». Многие тренеры настаивают на необходимости укладывать собаку по команде и в течение длительного времени (как минимум 30 минут) выдерживать ее в положении лежа - исключительно для демонстрации собаке ее подчиненного статуса и превосходства хозяина. На самом деле, это всего лишь упражнение на выдержку. Отработка длительной выдержки необходима для некоторых рабочих и служебных собак, но избыточна для собак-компаньонов. В любом случае, выдержка в положении лежа не имеет никакого отношения к подчиненности: легко заметить, что находящаяся в позиции лежа собака никогда не выглядит покорной. Истинная поза покорности для собаки – это положение на спине, с отвернутой в сторону головой, прикрытыми глазами, прижатыми ушами, открытой шеей и животом, возможно, с непроизвольным мочеиспусканием. (Как видим, ничего общего с положением «лежать»!) Такое поведение врожденное, естественное, ему невозможно научить, оно является частью доминантно-подчиненного ритуализированного поведения. «Альфа-переворот» - популярная и, к сожалению, активно используемая в арсенале дрессировщиков техника коррекции агрессии (и не только агрессии, но и любого нежелательного поведения). Этот метод предполагает опрокидывание собаки на спину, фиксирование ее прижатой к земле, прямой взгляд в глаза и даже рычание. Так, якобы, поступает альфа-волк для поддержания порядка в стае. Абсолютно неверное предположение. Волк-вожак НИКОГДА не бросает подчиненного волка на спину для демонстрации своего превосходства – подчиненный волк САМ принимает такую позу перед волком более высокого ранга, выражая так свое уважение. В реальности, если волк выполняет «альфа-опрокидывание», это может означать лишь одно: он собирается не устрашить, а убить своего противника, и противник этот – чужак, член другой стаи. Разве такое послание вы имеете в виду, когда подобным образом «корректируете» своего непослушного питомца? Представляете, что чувствует ваша собака, когда вы распинаете ее на земле? Пожалуйста, откажитесь от применения этого жестокого метода! Он не только травмирует психику собаки, но и чрезвычайно опасен для самого исполнителя – более чем вероятно, что собака в такой ситуации будет защищаться, а ведь лицо человека находится в непосредственной близости от зубов животного, и даже небольшая собака в состоянии нанести серьезные увечья. Считается, что претворение этой программы в жизнь «ставит собаку на место» (естественно, самое низкое по рангу) – и в результате вы снимаете с нее «груз ответственности за стаю», после чего жизнь собаки становится более комфортной, а поведение примерным. Нет ничего более не соответствующего действительности! На самом деле, жизнь собаки наполняется стрессом, привычный порядок вдруг меняется кардинальным образом, внезапно ей отказывают в ожидаемых повседневных удовольствиях - по сути, наказывают. Людям, воспитывающим собак на основе теории доминирования, скорее всего, придется часто применять физическую силу, постоянно угрожать своему питомцу, демонстрируя агрессивное поведение (то есть быть вожаком стаи). Последствия непонятного собаке наказания могут вызвать у нее депрессию, чувство беспомощности. Да, новый режим может подавить нежелательное поведение, внешне собака может смириться, но в ряде случаев, наоборот, подвергающееся физическому наказанию и подавлению животное может вместо ожидаемого подчинения демонстрировать агрессивную реакцию – и не потому что оно пытается доминировать, а потому что исходящая от человека угроза вызывает у него страх и заставляет его защищаться. Страх - самая распространенная причина агрессии у собаки. Опрокидывая испуганную собаку на спину, вы вряд ли решите проблему, лежащую в основе ее агрессивного поведения. Последние исследования показывают, что применяемые в дрессировке и для коррекции нежелательного поведения жесткие конфронтационные техники, такие как угрожающий крик или рычание, пристальный взгляд в глаза, удары и пинки, щипки и укусы, принудительное укладывание, встряхивание за холку, «альфа-опрокидывание» или подвешивание слишком часто вызывают у собаки ответную агрессию. Реальная информация о поведении волков дает нам право утверждать, что так называемые «законы стаи» не выдерживают никакой критики - волки не живут по этим законам. К тому же совершенно некорректно проецировать поведение волков на поведение домашних собак, поэтому приведенные своды правил фактически неприменимы к нашим собакам, они просто не работают! Программа понижения ранга бессмысленна и способна нанести собаке психологический ущерб. Она также просто вредна и для владельцев, так как слишком упрощает процесс воспитания собаки и препятствует пониманию действительной природы вещей. К чему обучение, построенное на подкреплении желаемого поведения и избежании подкрепления нежелательного поведения? К чему попытки обращения к внутреннему эмоциональному статусу и мотивациям собаки, попытки объяснить причины поведения и выработать программу его коррекции? Вместо этого - целая школа воспитания, построенная на одной-единственной идее, смысл которой: «Доминируйте над своей собакой – и все остальное встанет на свои места».
ПРОГРАММА-МИНИМУМ, необходимая для воспитания послушной собаки:
Как же научить собаку послушанию, не доминируя над ней, не прибегая к принуждению и физическому наказанию? К счастью, в наши дни существует немало инструкторов, применяющих в своих школах гуманные методы положительного подкрепления, основанные на естественных мотивациях и стимулах собаки и внимательном отношении к ее поведению, а также множество замечательных книг по воспитанию и обучению собак, объясняющих, как учить собаку, используя эти методы. Попробуйте, наконец, отказаться от поисков зловещих симптомов борьбы за первенство в поведении своего питомца. Если он огрызается, когда вы пытаетесь согнать его с кровати – научите его командам «место» или «уйди», используя лакомство или игрушку, мотивирующие к сотрудничеству, а не к конфронтации. Если рычит, когда пытаетесь отобрать у него кость или захваченный предмет – научите игре «меняться». Если пытается укусить при вычесывании или стрижке когтей – покажите, что груминг может быть нежным и приятным. И если он сам, без вашего приглашения, подходит за лаской и кладет вам голову на колени – пожалуйста, не игнорируйте его! Ласка – это не проявление вашей слабости и подчинения, это проявление любви! Относитесь к своей собаке с уважением, добротой и любовью – и она ответит вам тем же. Совместная жизнь с собаками предполагает выбор: мы можем жить с ними в собачьем логове и придерживаться их правил, «законов стаи» - или собаки могут жить с нами в наших домах и выполнять наши законы. Людям гораздо проще и естественнее научить собак своим правилам, чем самим учиться «выть по-волчьи». Поскольку отношения человек-собака совершенно уникальны, каждый владелец должен разработать для своей собаки свои собственные правила. В каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные потребности собаки и особенности ее личности. Только через индивидуальный подход можно добиться наилучших результатов в решении определенных проблем поведения – и никак не через стандартную обезличенную «программу понижения ранга». Лекарства от всех болезней не бывает!
Материал подготовила Наталья Михневич
Поощрение и наказаниеВ воспитании собаки всегда предпочтительнее метод успеха и поощрения, чем ошибок и наказания.
Поощрение Итак, каким же способом можно похвалить собаку: Лакомый кусочек. В качестве лакомства подойдёт кусочек сыра, сухарика, крекера или галеты для собак, и это должен быть очень мелкий кусочек (для собаки важен не размер, а само поощрение), чтобы собака не отвлекалась на разжевывание и не наедалась. "+" С помощью лакомства проще всего управлять вниманием собаки, и все новые навыки отрабатываются именно на кусок. "-" Привыкая каждый раз получать лакомство, собака перестаёт выполнять команды, если в вашем кармане нет кусочка. Поэтому чередуйте лакомство с другими видами поощрения. Не отрабатывайте усвоенное упражнение на лакомстве, чтобы это не вошло у собаки в привычку. "-" Может перевозбудить собаку. Выбирайте для разных ситуаций разные виды лакомства. Один раз на выставку я взяла кусочек печенки. По неопытности я решила, что чем вкуснее кусочек, тем больше будет желания у собаки выполнять мои команды. И это был полный провал! Собака скакала вокруг меня, как горный козел, ничего не слышала и не видела. Она думала только о том, как вырвать этот кусок из моих рук. Этот кусок не привлёк её внимание ко мне, а привлёк её внимание к себе, а я ушла в тень. Не повторяйте моих ошибок, иногда лучше выбрать другой вид поощрения или менее лакомый, более обычный кусочек. Любимая игрушка. С ней собака может поиграть некоторое время после выполнения упражнения. Призыв к игре может быть поощрением, развлечением и возможностью снять напряжение и дать выход энергии.
"+" Похвалить можно на расстоянии. "-" Иногда собаки воспринимают похвалу как сигнал к окончанию занятий. Чтобы этого избежать, чередуйте поощрение словами и прикосновением. Хвалите собаку преувеличенно радостно, пусть даже со стороны это и может показаться кому-то смешным.
Наказание В определенных ситуациях при воспитании не обойтись без наказания. Чтобы не вводить вас в заблуждение, лучше называть наказание словом "внушение", чем оно по сути и является. Наказание оправдано только при серьезных проступках (например, при подбирании на улице еды) и должно ассоциироваться с категорическим запретом, ТАБУ! Причинять собаке боль НЕЛЬЗЯ! Это не только нарушает закон о защите прав животных, но и абсолютно бесполезно. Телесные наказания не помогают при воспитании собаки, а делают ее запуганной, униженной, приводят к покорности, трусости или агрессии. А главное, вы теряете доверие собаки, а это единственный путь к гармоничным отношениям с вашим питомцем. Собака не способна мыслить категориями прошлого и будущего. Нелогично наказывать собаку за проступок, совершенный несколько часов назад. Внушение должно быть направлено на действие, только что совершенное собакой.
Вы вернулись домой и увидели разгрызенные вещи. Неправильно: Наказать собаку. Собака не поймет наказания, а решит, что ее наказывают за радостную встречу. Таким образом вы учите собаку, что хозяин может быть источником опасности по непонятной ей причине. Правильно: Проигнорировать проступок собаки. Бигли стайные животные, они нуждаются в общении, большинство их них тяжело переносят разлуку с хозяином. Вой, погромы, порчу вещей, нечистоплотность в доме люди ошибочно принимают за выражение агрессии, актов мести, но это не так, это способ собаки пережить невыносимое для нее состояние. Подобное поведение собак невозможно исправить наказанием. Поможет тренинг, направленный на выработку у собаки независимости и терпения, собаку учат не впадать в панику, оставаясь одной.
Собака не выполняет команды. Неправильно: Наказать собаку. Если собака не выполняет или плохо выполняет команды, значит, вы недостаточно хорошо объяснили собаке, что от нее требуется. Также не следует наказывать собаку, если она неожиданно перестала выполнять упражнение, которое до этого выполняла идеально. На это могут повлиять различные факторы, такие как смена обстановки, изменение в настроении хозяина, неправильно понятые собакой жесты и т.д. Правильно: Разучить команду заново.
Существуют два основных метода внушения: прямой и непрямой. Прямой метод: короткая встряска за загривок действенным способом объяснит собаке, что её поведение недопустимо. Не за ошейник, а только за кожу. Можно схватить руками за шкуру под ушами и, строго смотря в глаза, отчитать. Важны не слова, а тон, каким они будут произнесены. Этот метод можно применить только находясь рядом с собакой в момент проступка, и в этом его недостаток. К сожалению, собаки довольно быстро понимают, как можно избежать наказания, и после проступка убегают от хозяина. В этих случаях часто советуют владельцу резко развернуться и пойти от собаки в обратную сторону, спрятаться за дерево или начать заниматься каким-то делом, которое может заинтересовать собаку. Мол, любопытство (или страх потеряться) возьмёт верх и заставит её вернуться. Так говорят опытные инструкторы, и мы не можем об этом не написать, но как показывает практика, бежать от убегающего бигля в противоположную сторону - дело абсолютно бесполезное. В подобном случае нужно, не давая никаких команд (все равно не выполнит), идти и брать на поводок. Молча. И в следующий раз постараться подозвать собаку ДО ТОГО КАК она перестанет обращать на вас внимание. Непрямой метод, как вы уже догадались, используют, когда хозяина нет рядом. Например, ставят пустые металлические миски на край стола, и когда собака попытается что-то украсть со стола, миски со звоном упадут и напугают собаку. Другой вариант: хозяин находится вне поля зрения собаки и во время проступка кидает рядом с ней погремушку или стреляет из водяного пистолета. Этот метод идеально работает с нашими холериками-биглями.
Наказание для собаки - стресс, поэтому после пережитого наказания собаку нужно вернуть в "статус-кво". Для этого придумайте повод, чтобы похвалить ее, показать, что вы по-прежнему ее любите и цените. Тут и поможет любая несложная команда и похвала после ее выполнения. Похвала и порицание произносятся всегда ко времени, чтобы собака четко понимала пожелания хозяина.
Честно и последовательно занимайтесь с собакой, уделяйте ей достаточно сил и времени, и в результате вы будете иметь бигля, который любит и уважает своего хозяина и прощает ему всё (даже то, что по собачьим меркам кажется ошибочным).
Обучаем ли бигль?Бигли – умные и сообразительные собаки. Не обманывайтесь популярными рейтингами, помещающими биглей в нижнюю пятерку пород, в компанию с такими известными «безнадегами», как афган, басенджи, чау-чау и бассет. Рейтинги оценивают не ум и сообразительность, а всего лишь степень «обучаемости» собак определенной породы, по существу, степень их контактности с хозяином и готовности следовать его указаниям. Часто упоминаемая упрямость, своеволие и «необучаемость» биглей имеют генетические предпосылки. Гончие – сворные охотники, веками их выводили для работы в особых условиях, без непосредственного контакта с хозяином, они должны были принимать самостоятельные решения в быстро меняющейся обстановке или адаптировать свое поведение к коллективной работе в своре. Поэтому неудивительно, что ваш бигль вместо того, чтобы повсюду следовать за вами, заглядывать в глаза и постоянно спрашивать: «А теперь что, хозяин?», на прогулке прислушивается не к вашему голосу, а к своему носу, идет своим путем по своему следу или запросто может умчаться за горизонт со стаей местных бродяжек. Но то, что хорошо и полезно охотникам, совершенно неприемлемо для городской собаки-компаньона, каковым чаще всего современный бигль и является. Поэтому на вопрос «Нужно ли заниматься с биглем?» ответ утвердительный. Да, обучение биглю необходимо, оно неразрывно связано с его воспитанием и должно начаться с первых моментов появления маленького двухмесячного щенка в вашем доме. Заниматься с биглем вам придется всю жизнь, вряд ли достаточно будет походить пару месяцев на дрессировочную площадку или отработать курс послушания с индивидуальным тренером. Потрясающая независимость и своеволие биглей могут несколько затянуть этот процесс. Трудно убедить бигля выполнить вашу команду, если он не видит в этом смысла для себя. Будьте изобретательны и превращайте занятия в занимательную веселую игру – это один из главных принципов обучения бигля – иначе, если уроки слишком затянулись и наскучили, ваш бигль быстро найдет себе, чем развлечься (и не факт, что вам его занятия придутся по душе!). Заметьте, мы не говорим здесь о сдаче нормативов или участии в соревнованиях по ОКД или обидиенс. Да, есть бигли, успешно выступающие в подобных соревнованиях, но подавляющее большинство владельцев хотят просто достаточно послушную собаку, которая по команде сядет, ляжет, подойдет на улице и спокойно пройдется рядом на поводке. Если это именно то, что вам нужно от вашего бигля, не стоит с маниакальным упорством добиваться безукоризненной тщательности исполнения команд. Какая разница, как именно сел ваш бигль - если его попа коснулась земли по команде «Сидеть!», значит, он выполнил свою часть договора и заслужил море похвал и награду!!! Ваши придирки и бесконечные повторения упражнения только заставят его скучать и упрямиться и, возможно, отобьют у него всякую охоту к тренировкам в будущем. Для большинства биглей наивысшей наградой служит еда. Лакомство – вернейший путь к сердцу бигля. Это второй главный принцип его обучения. Итак, не стоит ожидать от щенка бигля такого же поведения, как у лабрадора или овчарки. Для обучения этой исключительно умной, но и исключительно упрямой, независимой и самодостаточной породы потребуется гораздо больше усилий, времени и терпения. Но и результат не заставит себя ждать: воспитанный бигль – предмет гордости хозяина и зависти окружающих!
Автор: Наталья Михневич
|
|||||||||||
|
© 2008 - 2024 BigLik.ru При использовании материалов с нашего сайта ссылка на https://www.biglik.ru/ обязательна |